26 июня 2015 года коллектив нашей школы совершил удивительное путешествие по родному краю. Двадцать пять человек, не считая водителя (причем, пять человек - это дети), выехали ранним утром в Курганскую область.
В этот день мы побывали в старинном зауральском городе Далматово, где находится уникальный памятник архитектуры 17 века, единственный в своём роде комплекс на всём Среднем и Южном Урале. Это - действующий Свято-Успенский мужской монастырь — памятник федерального значения, который был основан в 1644 году монахом Далматом, в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским (1594-1697).
Об этом и о многом интересном рассказала нам во время пути учитель истории и обществознания Вера Сергеевна Гармашева. Взяв в руки микрофон, словно самый настоящий и очень хороший экскурсовод, она стала рассказывать нам о том далеком времени, бывшем когда-то, более трех веков назад, зачитывала исторические документы. Уже из ее рассказа четко отложилась в памяти дата основания уникального исторического памятника архитектуры - 1644 год.
Первое русское поселение в зауральском крае, созданное на землях татарского мурзы Илигея, называлось в то время, как Успенская Исетская пустынь в новой Сибири. Менялись времена менялось название — Успенская Исетская пустынь, Исетский Успенский монастырь, Далматовский Успенский монастырь.
Далматовский монастырь, расположенный на берегу Исети, при впадении в нее реки Течи, во второй половине XVII – начале XVIII веков играл ключевое значение в русской колонизации края.
Монастырь был мощной крепостью, отражавшей набеги кочевников. Он был – и это еще более важно – духовной твердыней, и мощным религиозным и образовательным центром.
С возникновением Далматовского монастыря, начинается христианизация края. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы...
Известен край тем, что люди, живущие на этой земле, выращивали замечательные овощи, ценнейший в то время ревень. Кстати, мы теперь знаем, кто из нас, путешествующих, - уникальный садовод, у кого из нас в саду растет ревень и кто употребляет его в пищу, подобно члену царской семьи, для которой когда-то и поставлялись овощи. Край всегда отличался отличным урожаем огурцов. Довелость и нам всем "похрустеть" аппетитными молосольными огурчиками во время обеда, которым накормили нас в монастыре. А когда-то , давным-давно, и в царской семье любили огурчики, которые выращивали и заготавливали в Далматовском монастыре.
Специально для царской семьи отлавливали и поставляли кречетов...
В пути не было душно, хотя погода в последние дни стояла жаркая, солнечная, но и холодно тоже не было, лишь слегка в одном месте пути капли дождя прочертили редкими мокрыми полосочками по окошкам автобуса и все. А в Челябинске шел настоящий ливень, об этом мы узнали уже потом.
Мелькали за окном ухоженные дома, старенькие домишки, а затем. леса, сосны, березки... Отличались своим видом "посадки", деревья, посаженные людьми. А еще,... поля, лесочки.... сколько травы.. местами трава словно приглажена в какую-то одну сторону... удивительно... Далеко-далеко - снова лес, зеленый-зеленый... А в одном месте, вдалике, (прямо, "резануло") - белые стволы берез и, как по-зимнему, голые ветки... Что это?
А это - насекомые, "объели" листву....Таких берез не так много, но все равно ... жаль....
Автобус покачивается, "убаюкивает", глазам, уставшим от компьютера, хочется смотреть и наслаждаться красотами нашей Уральской земли... Земля. Небо. Облака, какие все разные...
- Сколько иван-чая! Раньше листочки иван-чая срывали, подсушивали и затем, заваривали их, пили такой чай, - сказала Вера Георгиевна, любуясь видом цветов.
А это кто? Это - ягнята. Надо же! А дальше? Коровы!... Их совсем немного, но как приятно видеть их среди зеленой травы...
Глаза насмотреться не успели.... Мы все - в Далматово! Путь не показался долгим, наоборот, доехали быстро.
Монастырский обед.
Отец Василий поприветствовал всех, всех учителей, педагогов, особенно выделил учителей истории, учителей, обучающих иностранному языку, представил нам нашего экскурсовода, Никиту.
Он рассказал о святом Далмате, который в пятьдесят лет, потеряв свою жену, желая уединения, пришел в эти места. Здесь был тогда густой лес. На одном из холмов он вырыл себе землянку и здесь жил. Икона у него была - "Успение Пресвятой Богородицы". Перед этой иконой он постоянно молился. Рядом с землянкой источник появился с чудесной чистейшей водой.
Со временем к нему стали люди приходить, обустраивать и себе жилье. Вот так со временем все вместе и церковь построили. Но не только строить , но и защищать от врагов приходилось свою православную веру...
Успенский монастырь был не только центром русского православия, но и центром иконописи Зауралья.
Это ещё и первая по времени возведения каменная обитель на Урале и в Сибири, и крупнейший каменный ансамбль после Тобольского кремля.
В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси — церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка — административно-хозяйственные и жилые сооружения.
Успенский собор — одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала и Сибири, первый на этих землях 2-этажный храм (не считая храмов с подклетами) и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике. Красоту и величие архитектурного комплекса сохранили для потомков цветные фотографии известного русского фотографа С.М. Прокудина-Горского.
Сооружения крепости по-своему уникальны. Сотни крестьянских рук в течение полувека воздвигали кирпичную стену, копию стен Московского кремля. Строительство каменной крепости велось в лучших традициях русского зодчества, но не простого, по некоторым исследованиям в кирпичных кладках церкви и крепостных сооружений удивительным образом тесно переплетены «каменное кружевное сольвычегодское барокко и не весть откуда взявшийся западно-украинский орнамент».
Сама крепость представляет неправильный шестиугольник площадью 4.5 гектара. С внутренней стороны в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придававшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал на защиту зубца и стрелял по неприятелю.
Не раз стены Успенского монастыря были молчаливыми свидетелями крестьянских восстаний. В 1762-1764 годах произошло восстание далматовских монастырских крестьян, названное историками «дубинщиной». В 1774 году стены крепости монастыря выдержали 20-тидневную осаду пугачевцев.
До сих пор живы легенды и предания о тайных узниках монастыря, о лабиринте подземных ходов.
Далматовский монастырь во многом был первым и внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала.
Первая школа в Зауралье — цифирная школа, появилась при Далматовском монастыре. Спустя сто лет в стенах Духовного училища при монастыре обучались начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле Архимандри́т Антони́н (в миру Андрей Иванович Капу́стин (1817— 1894 ) будущий полярный путешественник и писатель К.Д.Носилов (1858-1923), изобретатель радио А.С.Попов (1859-1906), зауральский краевед, писатель, археолог, этнограф, филолог и просветитель А.Н Зырянов.
К сожалению, судьба Далматовского монастыря характерна для Советской эпохи. До Октябрьской революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. После революции он был закрыт, с храмов снесены купола. В советское время здесь располагались краеведческий музей, Народный дом, колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории монастыря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, курсы усовершенствования командного состава.
В 1945 г. на территории был организован завод «Молмашстрой». При возведении заводских построек были уничтожены многие строения. Активное разрушение комплекса было остановлено благодаря деятельности генерал- майора Д. А. Терюхова, добившегося в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации.
Монастырь обрёл новую жизнь . 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Далматовский монастырь был передан Русской Православной церкви. И снова зазвучал призывный колокольный звон. Купола «церкви Всех Скорбящих Радосте» засияли золочёным светом. При монастыре начал работу свой музей.
На недавно завершившемся мультимедийном проекте-конкурсе «Россия 10» Далматовский монастырь занял тридцатое место из799 природных и архитектурных достопримечательностей страны. Проект привлёк внимание широких кругов общества к вопросам восстановления Далматовского монастыря. Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням.
3 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил Далмата к лику святых. Туристы и паломники приезжают поклониться святым мощам преподобного Далмата .
При монастыре есть гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.
В 2014 году отмечено несколько юбилейных дат. Это 420- летие со дня рождения Далмата, 370-летие Далматовского Свято-Успенского монастыря и города Далматово.
Тот, кто открыл для себя зауральскую святыню, возвращается сюда вновь и вновь.
В этот день мы побывали в старинном зауральском городе Далматово, где находится уникальный памятник архитектуры 17 века, единственный в своём роде комплекс на всём Среднем и Южном Урале. Это - действующий Свято-Успенский мужской монастырь — памятник федерального значения, который был основан в 1644 году монахом Далматом, в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским (1594-1697).
Об этом и о многом интересном рассказала нам во время пути учитель истории и обществознания Вера Сергеевна Гармашева. Взяв в руки микрофон, словно самый настоящий и очень хороший экскурсовод, она стала рассказывать нам о том далеком времени, бывшем когда-то, более трех веков назад, зачитывала исторические документы. Уже из ее рассказа четко отложилась в памяти дата основания уникального исторического памятника архитектуры - 1644 год.
Первое русское поселение в зауральском крае, созданное на землях татарского мурзы Илигея, называлось в то время, как Успенская Исетская пустынь в новой Сибири. Менялись времена менялось название — Успенская Исетская пустынь, Исетский Успенский монастырь, Далматовский Успенский монастырь.
Далматовский монастырь, расположенный на берегу Исети, при впадении в нее реки Течи, во второй половине XVII – начале XVIII веков играл ключевое значение в русской колонизации края.
Монастырь был мощной крепостью, отражавшей набеги кочевников. Он был – и это еще более важно – духовной твердыней, и мощным религиозным и образовательным центром.
С возникновением Далматовского монастыря, начинается христианизация края. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы...
Известен край тем, что люди, живущие на этой земле, выращивали замечательные овощи, ценнейший в то время ревень. Кстати, мы теперь знаем, кто из нас, путешествующих, - уникальный садовод, у кого из нас в саду растет ревень и кто употребляет его в пищу, подобно члену царской семьи, для которой когда-то и поставлялись овощи. Край всегда отличался отличным урожаем огурцов. Довелость и нам всем "похрустеть" аппетитными молосольными огурчиками во время обеда, которым накормили нас в монастыре. А когда-то , давным-давно, и в царской семье любили огурчики, которые выращивали и заготавливали в Далматовском монастыре.
Специально для царской семьи отлавливали и поставляли кречетов...
В пути не было душно, хотя погода в последние дни стояла жаркая, солнечная, но и холодно тоже не было, лишь слегка в одном месте пути капли дождя прочертили редкими мокрыми полосочками по окошкам автобуса и все. А в Челябинске шел настоящий ливень, об этом мы узнали уже потом.
Мелькали за окном ухоженные дома, старенькие домишки, а затем. леса, сосны, березки... Отличались своим видом "посадки", деревья, посаженные людьми. А еще,... поля, лесочки.... сколько травы.. местами трава словно приглажена в какую-то одну сторону... удивительно... Далеко-далеко - снова лес, зеленый-зеленый... А в одном месте, вдалике, (прямо, "резануло") - белые стволы берез и, как по-зимнему, голые ветки... Что это?
А это - насекомые, "объели" листву....Таких берез не так много, но все равно ... жаль....
Автобус покачивается, "убаюкивает", глазам, уставшим от компьютера, хочется смотреть и наслаждаться красотами нашей Уральской земли... Земля. Небо. Облака, какие все разные...
- Сколько иван-чая! Раньше листочки иван-чая срывали, подсушивали и затем, заваривали их, пили такой чай, - сказала Вера Георгиевна, любуясь видом цветов.
А это кто? Это - ягнята. Надо же! А дальше? Коровы!... Их совсем немного, но как приятно видеть их среди зеленой травы...
Глаза насмотреться не успели.... Мы все - в Далматово! Путь не показался долгим, наоборот, доехали быстро.
Монастырский обед.
Отец Василий поприветствовал всех, всех учителей, педагогов, особенно выделил учителей истории, учителей, обучающих иностранному языку, представил нам нашего экскурсовода, Никиту.
Он рассказал о святом Далмате, который в пятьдесят лет, потеряв свою жену, желая уединения, пришел в эти места. Здесь был тогда густой лес. На одном из холмов он вырыл себе землянку и здесь жил. Икона у него была - "Успение Пресвятой Богородицы". Перед этой иконой он постоянно молился. Рядом с землянкой источник появился с чудесной чистейшей водой.
Со временем к нему стали люди приходить, обустраивать и себе жилье. Вот так со временем все вместе и церковь построили. Но не только строить , но и защищать от врагов приходилось свою православную веру...
Успенский монастырь был не только центром русского православия, но и центром иконописи Зауралья.
Это ещё и первая по времени возведения каменная обитель на Урале и в Сибири, и крупнейший каменный ансамбль после Тобольского кремля.
В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси — церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка — административно-хозяйственные и жилые сооружения.
Успенский собор — одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала и Сибири, первый на этих землях 2-этажный храм (не считая храмов с подклетами) и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике. Красоту и величие архитектурного комплекса сохранили для потомков цветные фотографии известного русского фотографа С.М. Прокудина-Горского.
Сооружения крепости по-своему уникальны. Сотни крестьянских рук в течение полувека воздвигали кирпичную стену, копию стен Московского кремля. Строительство каменной крепости велось в лучших традициях русского зодчества, но не простого, по некоторым исследованиям в кирпичных кладках церкви и крепостных сооружений удивительным образом тесно переплетены «каменное кружевное сольвычегодское барокко и не весть откуда взявшийся западно-украинский орнамент».
Сама крепость представляет неправильный шестиугольник площадью 4.5 гектара. С внутренней стороны в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придававшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал на защиту зубца и стрелял по неприятелю.
Не раз стены Успенского монастыря были молчаливыми свидетелями крестьянских восстаний. В 1762-1764 годах произошло восстание далматовских монастырских крестьян, названное историками «дубинщиной». В 1774 году стены крепости монастыря выдержали 20-тидневную осаду пугачевцев.
До сих пор живы легенды и предания о тайных узниках монастыря, о лабиринте подземных ходов.
Далматовский монастырь во многом был первым и внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала.
Первая школа в Зауралье — цифирная школа, появилась при Далматовском монастыре. Спустя сто лет в стенах Духовного училища при монастыре обучались начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле Архимандри́т Антони́н (в миру Андрей Иванович Капу́стин (1817— 1894 ) будущий полярный путешественник и писатель К.Д.Носилов (1858-1923), изобретатель радио А.С.Попов (1859-1906), зауральский краевед, писатель, археолог, этнограф, филолог и просветитель А.Н Зырянов.
К сожалению, судьба Далматовского монастыря характерна для Советской эпохи. До Октябрьской революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. После революции он был закрыт, с храмов снесены купола. В советское время здесь располагались краеведческий музей, Народный дом, колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории монастыря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, курсы усовершенствования командного состава.
В 1945 г. на территории был организован завод «Молмашстрой». При возведении заводских построек были уничтожены многие строения. Активное разрушение комплекса было остановлено благодаря деятельности генерал- майора Д. А. Терюхова, добившегося в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации.
Монастырь обрёл новую жизнь . 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Далматовский монастырь был передан Русской Православной церкви. И снова зазвучал призывный колокольный звон. Купола «церкви Всех Скорбящих Радосте» засияли золочёным светом. При монастыре начал работу свой музей.
На недавно завершившемся мультимедийном проекте-конкурсе «Россия 10» Далматовский монастырь занял тридцатое место из799 природных и архитектурных достопримечательностей страны. Проект привлёк внимание широких кругов общества к вопросам восстановления Далматовского монастыря. Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням.
3 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил Далмата к лику святых. Туристы и паломники приезжают поклониться святым мощам преподобного Далмата .
При монастыре есть гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.
В 2014 году отмечено несколько юбилейных дат. Это 420- летие со дня рождения Далмата, 370-летие Далматовского Свято-Успенского монастыря и города Далматово.
Тот, кто открыл для себя зауральскую святыню, возвращается сюда вновь и вновь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий