пятница, 26 сентября 2014 г.

Профессиональный стандарт. Педагог - библиотекарь. Материалы с совещания библиотекарей.


Проект
       Разработчики:
И.С. Пилко, Н.И. Гендина,
Л.Г. Тараненко, Г.А. Стародубова, Л.И. Лазарева,
 Л.Н. Рябцева,  Е.В. Косолапова, О.В. Абалакова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ[1]
Педагог - библиотекарь (библиотечно-педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
___________________________________________________________________________________
(наименование профессионального стандарта)

Регистрационный номер
I.                  Общие сведения

Библиотечно-информационная деятельность


(наименование вида профессиональной деятельности)
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг участникам образовательных отношений в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по формированию информационной культуры личности, продвижению чтения на основе информационно-коммуникационных технологий и инновационных методов и форм педагогической и библиотечно-информационной деятельности;  обеспечение доступа для всех участников образовательных отношений к информации, необходимой  для реализации  основных образовательных программ
Охват ключевых занятий (групп занятий):
2320
Преподаватели в средней школе
3310

Преподавательский

персонал начального образования


2432
Библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий
3320
Персонал дошкольного воспитания и обучения



3330

Преподавательский персонал специального обучения










(код ОКЗ[2])
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)

80.10.1.
Услуги в области дошкольного и начального общего образования
80.21.1.
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
92.51
Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа
(код ОКВЭД[3])
(наименование вида экономической деятельности)





II.               Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции


код
наименование
Уровень квалифи-кации
наименование
код
Уровень (подуровень) квалификации
A
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в
общеобразовательных организациях
6
Общепедагогическая функция. Обучение


6
Воспитательная деятельность

6
Развивающая деятельность

6
B
Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений

6
Педагогическая деятельность по реализации программ по основам информационной культуры личности в дошкольном образовании

6
Педагогическая деятельность по реализации программ по основам информационной культуры личности в начальном общем, в основном общем и среднем общем  образовании

6
Педагогическая деятельность по реализации программ по основам информационной культуры личности педагогических работников

6
Модуль «Предметное обучение. Основы информационной культуры личности»

6

C


Библиотечно-информационное  сопровождение основных образовательных программ общего образования

6
Выполнение  работ по комплектованию учету, обработке, организации и сохранению  фонда


6
Организация справочно-библиографического аппарата  библиотеки общеобразовательной организации

6
Создание информационных продуктов и ресурсов библиотеки общеобразовательной организации

6
Организация обслуживания пользователей библиотеки общеобразовательной организации

6
Предоставление культурно-просветительных и досуговых  услуг воспитанникам, учащимся, педагогическим работниками, родителям (законным представителям) и другим участникам образовательных отношений

6
Организация деятельности библиотеки общеобразовательной организации

6



III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в
общеобразовательных организациях
Код
А
Уровень квалификации


Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
x
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта

Возможные наименования должностей
Педагог-библиотекарь

Требования к образованию и обучению
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю библиотечно-педагогической деятельности), дополнительное профессиональное образование
Требования к опыту практической работы
Без опыта работы
Особые условия допуска к работе
К библиотечно-педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены  законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
код
наименование
ОКЗ
2432
Библиотекари, библиографы, педагогические работникидокументоведы и специалисты родственных профессий

Педагогические работники
ЕТКС или ЕКСД
-
-
ОКСО, ОКНПО  или ОКСВНК
-
-

3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Общепедагогическая функция. Обучение
Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта





Трудовые действия





Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Разработка и реализация программ учебных предметов, методических и дидактических материалов курсов внеурочной деятельности в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса
Планирование и проведение учебных занятий
Осуществление объективной оценки знаний учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями с их учётом специфики особых образовательных потребностей одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
Формирование мотивации учащихся к обучению
Необходимые умения
Разрабатывать рабочие программы, методики и обучения по преподаваемому предмету, применять современные технологии  обучения с учетом особенностей образовательного процесса
Использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий
Осуществлять взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности
Реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга
Владеть предметно-педагогической ИКТ-компетентностью
Организовывать внеурочную деятельность с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и культурного своеобразия региона
Учитывать индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся, роль и значение учебно-познавательной деятельности для развития их самобытности, уникальности и неповторимости
Необходимые знания
Методологическое обоснование, структуру и содержание федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Теория  обучения и воспитания, основы общей, возрастной и социальной психологии, психодидактики и поликультурного образования 
Содержание преподаваемого предмета,  методы, приёмы, средства и формы организации процесса обучения, способствующие его результативному освоению
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи в контексте приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, конвенцию о правах ребёнка, трудовое законодательство
Другие характеристики
·         Соблюдать принципы гуманизма, демократизма, диалогичности, плюрализма, толерантности,  как основы общения между участниками образовательных отношений.
·         Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
                  Осознавать необходимость постоянного самосовершенствования, быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков.
·         Не допускать и преодолевать  в себе «педагогическое  чванство», высокомерие, самоуверенность, максимализм и авторитатрность.
·         Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Условия работы:
  • постоянный график работы
  • Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года и прохождение аттестации 1 раз в 5 лет в соответствии с законом «Об образовании»


3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Воспитательная деятельность
Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Формирование основ гражданской российской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, ответственности человека за общее благополучие, воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре
Воспитание и развитие личностных качеств учащихся, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава
Формирование основ морали учащихся как осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, нравственного самосознания личности (совести) позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма
Формирование экологической культуры и установки на здоровый образ жизни 
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Необходимые умения
Обеспечивать социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Способствовать моральному развитию учащихся на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общения и межличностных отношений, дружбы с целью становления гражданской российской идентичности и мировоззрения
Выявлять и развивать способности учащихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности
Использовать в воспитательном процессе современные технологии, направленные на духовно-нравственное развитие, реализацию творческого потенциала учащихся в учебно-игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»
Развивать способности учащихся открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам, принимать ответственность за принятые решения
Осуществлять сотрудничество с педагогами, учащимися, родителями, внешкольными учреждениями по месту жительства в  решении общих проблем воспитания на основе доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им

Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей)
Необходимые знания
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи в контексте приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, международные и российские правовые акты по защите прав ребёнка
Структура и содержание российской гражданской идентичности, базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций
Теория обучения и воспитания, основы общей, гендерной, возрастной и социальной психологии, психологии труда, родительства и поликультурного образования 
Основы экологической культуры, нормы природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
Основы нормативной и прикладной этики
Современные концепции, технологии воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, детско­юношескими объединениями, спортивными и творческими клубами, традиционными религиозными организациями
Основы культуры межэтнического общения
Культурно-исторические и этнические традиции российской семьи
Другие характеристики
·         Соблюдать принципы гуманизма, демократизма, диалогичности, плюрализма, толерантности,  как основы общения между участниками образовательных отношений.
·         Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
·         Осознавать необходимость постоянного самосовершенствования, быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков
·         Не допускать и преодолевать  в себе «педагогическое  чванство», высокомерие, самоуверенность, максимализм и авторитатрность.
·         Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Условия работы:
  • постоянный график работы
  • Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года и прохождение аттестации 1 раз в 5 лет в соответствии с законом «Об образовании»
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Развивающая деятельность
Код

Уровень (подуровень) квалификации




Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала





Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта




Трудовые действия
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды для обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся  с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса

Определение особенностей организации образовательного процесса для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными особенностями

Содействие интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении со здоровыми детьми с целью создания внутреннего единства, сплоченности школьного коллектива на основе совместной и равноправной деятельности

Участие в разработке и реализации индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение возможности обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг

Участие в реализации системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Участие в выработке совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса

Необходимые умения
Эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коммуникативной, игровой и учебной деятельности

Использовать здоровье сберегающие технологии в профессиональной деятельности

Контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и их родителями

Использовать комплексный сбор сведений об учащемся с ограниченными возможностями здоровья на основании диагностической информации от специалистов разного профиля для результативности образовательного процесса

Ориентироваться в социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащегося с ограниченными возможностями здоровья

Осуществлять сотрудничество с учреждениями образования, средствами массовой информации, родительской общественностью и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Осуществлять социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Обеспечивать участие всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий

Необходимые знания
Международные и российские правовые акты о защите прав инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Основные цели, задачи, принципы коррекционной педагогики и специальной психологии, методы и организационные формы образования детей, имеющих нарушения физического и психического развития.

Направления коррекционно-развивающей работы, содержание  информационно-просветительской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями (законными представителями)

Назначение и сущность медико-психолого-педагогического консилиума, служб сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья

Структура и содержание социального партнёрства в целях оказания социальной помощи и социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, основы организации образовательного и реабилитационного процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Другие характеристики
·         Соблюдать принципы гуманизма, демократизма, диалогичности, плюрализма, толерантности,  как основы общения между участниками образовательных отношений.
·         Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
·         Осознавать необходимость постоянного самосовершенствования, быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков.
·         Не допускать и преодолевать  в себе «педагогическое  чванство», высокомерие, самоуверенность, максимализм и авторитатрность.
·         Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

Условия работы:
  • постоянный график работы
  • Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года и прохождение аттестации 1 раз в 5 лет в соответствии с законом «Об  образовании»



3.2. Обобщенная трудовая функция:

Педагогическая деятельность по формированию основ информационной культуры и обеспечению информационной безопасности личности участников образовательных отношений
Код
В
Уровень квалификации



Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
x
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта

Возможные наименования должностей
Педагог-библиотекарь

Требования к образованию и обучению
Высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование
Требования к опыту практической работы
Без опыта работы
Особые условия допуска к работе
-
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
код
наименование
ОКЗ
2432
Библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий

Педагогические работники
ЕТКС или ЕКСД
-
-
ОКСО, ОКНПО  или ОКСВНК
-
-



3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по реализации программ по основам информационной культуры личности в дошкольном образовании
Код

Уровень (подуровень) квалификации
7.1

Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Формирование мотивации воспитанников на овладение основами информационной культуры и информационной безопасности личности
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Планирование и разработка занятий по формированию основ информационной культуры в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Проведение учебных занятий по формированию основ информационной культуры и информационной безопасности воспитанников
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования в целях приобщения к основам информационной культуры и информационной безопасности личности
Формирование информационной компетентности, необходимой для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей
Организация и осуществление диагностики, контроля и оценки реальных достижений воспитанников  по освоению основ информационной культуры и информационной безопасности личности
Корректировка учебной деятельности воспитанников, исходя из результатов диагностики, контроля и оценки их реальных  достижений  по освоению основ информационной культуры и информационной безопасности личности с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Развитие представления о рисках и опасностях, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, необходимости ответственного информационного поведения воспитанников в целях их личной информационной безопасности
 Формирование образцов и ценностей сознательного и  ответственного информационного  поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетей
Создание на базе библиотеки учебных групп (класс, кружок, секция и т.п.), разновозрастных  детско-взрослых общностей, включающих  воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников,  с целью повышения уровня их информационной культуры и информационной безопасности
Взаимодействие с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении задач формирования информационной культуры и информационной безопасности воспитанников




Необходимые умения
Планировать и осуществлять учебный процесс по формированию информационной культуры личности в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения  ориентированные  на детей раннего и/или дошкольного возраста
Осуществлять диагностическую и контрольно-оценочную деятельность по освоению основ информационной культуры и информационной безопасности воспитанников
Применять современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы для работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для повышения уровня информационной культуры и информационной безопасности воспитанников
Необходимые знания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
История, теория и методика дошкольного образования и воспитания
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере дошкольного образования
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родителями (законными представителя)
Другие характеристики
·         Соблюдать принципы гуманизма, демократизма, диалогичности, плюрализма, толерантности,  как основы общения между участниками образовательных отношений.
·         Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
·         Осознавать необходимость постоянного самосовершенствования, быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков
·         Не допускать и преодолевать  в себе «педагогическое  чванство», высокомерие, самоуверенность, максимализм и авторитатрность.
·         Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Условия работы:
  • постоянный график работы
  • Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года и прохождение аттестации 1 раз в 5 лет в соответствии с законом «Об образовании»

3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по реализации программ по основам информационной культуры личности в начальном общем, в основном общем и среднем общем  образовании
Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Формирование мотивации учащихся на овладение основами информационной культуры и информационной безопасности личности
Формирование информационного мировоззрения, образцов и ценностей сознательного и ответственного информационного  поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетей
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного и среднего общего  образования
Планирование и разработка занятий по формированию основ информационной культуры личности в группе учащихся  начального, основного и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Проведение учебных занятий по формированию основ  информационной культуры и информационной безопасности учащихся
Организация видов деятельности, осуществляемых в начальном, основном и среднем общем  образовании в целях приобщения к основам информационной культуры и информационной безопасности личности с учетом психофизиологических особенностей каждой возрастной категории
Формирование универсальных учебных действий и умения учиться в процессе формирования основ информационной культуры личности
Формирование информационной компетентности учащихся, необходимой для решения образовательных задач с учетом особенностей их  возрастных и индивидуальных особенностей
Организация и осуществление диагностики, контроля и оценки реальных достижений учащихся  по освоению основ информационной культуры и информационной безопасности личности
Корректировка учебной деятельности учащихся, исходя из результатов диагностики, контроля и оценки их реальных  учебных достижений  по освоению основ информационной культуры и информационной безопасности личности с учетом индивидуальных особенностей развития
Развитие представления о рисках и опасностях, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, необходимости ответственного информационного поведения учащихся в целях их личной информационной безопасности
Формирование информационной  картины мира за счет овладения информационными знаниями и умениями, развития представлений о ценности  информации, синкретичности и  полиструктурности современной информационной среды
Проектирование и реализация воспитательных программ по видам и  основным  направлениям духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Создание на базе библиотеки учебных групп (класс, кружок, секция и т.п.), разновозрастных детско-взрослых общностей, включающих  учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников с целью повышения уровня их информационной культуры и информационной безопасности.
Взаимодействие с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении задач формирования информационной культуры и информационной безопасности учащихся
Необходимые умения
Планировать и осуществлять учебный процесс по формированию информационной культуры учащихся  начальных, средних и старших классов  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения  ориентированные  на учащихся  начальных, средних и старших классов 
Осуществлять диагностическую и  контрольно-оценочную деятельность по освоению основ информационной культуры и информационной безопасности учащихся  начальных, средних и старших классов 
Применять современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы для работы с учащимися  начальных, средних и старших классов 
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся  начальных, средних и старших классов  для повышения уровня их информационной культуры и информационной безопасности
Организовать самостоятельную информационную деятельность обучающихся для решения нестандартных задач (исследовательских, учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития учащихся  начальных, средних и старших классов 
Осуществлять связь обучения основам информационной культуры с другими учебными предметами и проблемными ситуациями, максимально приближенными к реальным: учебным, исследовательским, бытовым, досуговым.
Необходимые знания
Общие закономерности развития учащихся  начальных, средних и старших классов 
История, теория и методика начального общего, основного общего и среднего общего образования
 и воспитания
Специфика начального общего, основного общего и среднего общего образования  и особенностей организации работы с учащимися различных возрастных категорий
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родителями (законными представителя)
Другие характеристики
·         Соблюдать принципы гуманизма, демократизма, диалогичности, плюрализма, толерантности,  как основы общения между участниками образовательных отношений.
·         Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
·         Осознавать необходимость постоянного самосовершенствования, быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков.
·         Не допускать и преодолевать  в себе «педагогическое  чванство», высокомерие, самоуверенность, максимализм и авторитатрность.
·         Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Условия работы:
  • постоянный график работы
  • Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года и прохождение аттестации 1 раз в 5 лет в соответствии с законом «Об образовании»
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая деятельность по реализации программ по основам информационной культуры личности педагогических работников
Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Формирование мотивации педагогических работников на постоянное повышение уровня личной  информационной культуры как основы профессионального саморазвития
Развитие информационного мировоззрения, как залог продуктивного внедрения учебной дисциплины по основам информационной культуры и информационной безопасности личности
Планирование и разработка мероприятий по развитию информационной культуры педагогических работников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Проведение мероприятий по повышению уровня информационной культуры и информационной безопасности педагогических работников
Развитие  информационной компетентности педагогических работников, необходимой для решения  задач их профессиональной деятельности
Организация и осуществление диагностики, оценки реального уровня информационной культуры педагогических работников
Корректировка и повышение уровня  информационной культуры педагогических работников с учетом их профессиональных информационных потребностей
Взаимодействие с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении задач формирования информационной культуры и информационной безопасности
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов по формированию информационной культуры и информационной безопасности личности  в целях повышения профессионального мастерства  педагогических работников
Необходимые умения
Планировать и осуществлять мероприятия по развитию информационной культуры педагогических работников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения  ориентированные  на взрослых (педагогических работников) 
Осуществлять диагностику и оценку реального уровня информационной культуры педагогических работников
Применять современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы для решения их профессиональных задач по обучению,  воспитанию и развитию учащихся
Выстраивать партнерское взаимодействие с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении задач формирования информационной культуры и информационной безопасности
Организовать самостоятельную информационную деятельность педагогических работников для решения их профессиональных задач по обучению и воспитанию учащихся
Осуществлять связь обучения основам информационной культуры с формированием универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Необходимые знания
История, теория и методика андрогогики
Специфика образования взрослых
Основы законодательства в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
Другие характеристики
·         Соблюдать принципы гуманизма, демократизма, диалогичности, плюрализма, толерантности,  как основы общения между участниками образовательных отношений.
·         Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
·         Осознавать необходимость постоянного самосовершенствования, быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков.
·         Не допускать и преодолевать  в себе «педагогическое  чванство», высокомерие, самоуверенность, максимализм и авторитатрность.
·         Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Условия работы:
  • постоянный график работы
  • Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года и прохождение аттестации 1 раз в 5 лет в соответствии с законом «Об образовании»



3.2.4. Трудовая функция
Наименование
Модуль «Предметное обучение. Основы информационной культуры личности»

Код
В
Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта





Трудовые действия





Формирование информационного мировоззрения и мотивации обучающихся на изучение основ информационной культуры как условия информационной безопасности личности в информационном обществе
Формирование конкретных информационных знаний, умений и навыков в области работы с информацией в традиционной и электронной среде
Формирование у обучающихся умения пользоваться электронными каталогами, базами данных, электронной библиотекой для решения конкретных задач учебной и научно-исследовательской деятельности обучаемых
Обучение методам формулирования информационных запросов и поиска информации в традиционной и электронной среде; формализованным методам аналитико-синтетической переработки и критического анализа информации; рациональным способам подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности обучаемых
Формирование у обучающихся умения проверять достоверность используемой информации с помощью нормативных и справочных изданий
Формирование умений и навыков критического анализа информации: выявление недостоверных и сомнительных данных, приведение опровержений и опровергающих примеров, обоснование  доказательств, с помощью конкретных аргументов и фактов
Ведение диалога с обучаемыми или группой обучающихся в целях формирования представлений о метапредметности (универсальности) информационных знаний и умений вне зависимости от избранной профессии или специальности
Сотрудничество с другими учителями-предметниками для обеспечения единого подхода к формированию универсальных учебных действий, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций  в результате  преодоления интеллектуальных трудностей в обучении за счет использования информационных знаний и умений
Моделирование видов профессиональной деятельности, в которых информационная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (создание баз данных, научно-аналитических обзоров, библиографических указателей, проектирования и ведения сайтов, блогов, разработка мультимедийных презентаций и др.)
Консультирование обучающихся по выбору профессий и направлений подготовки, где объектом труда является информация
Необходимые умения
Стимулировать формирование рациональной и эмоциональной потребности обучающихся в информационных знаниях и умениях, жизненно необходимых для  информационной безопасности людей, живущих в информационном обществе
Владеть приемами выражения профессиональных информационных потребностей применительно к традиционным и электронным библиотекам, информационным ресурсам Интернета 
Выявлять в текущем потоке информации по профилю своей деятельности наиболее ценные источники и знакомить с ними обучающихся
Квалифицированно вести поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде, используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска
Владеть методами анализа и синтеза, критической оценки  информации
Совместно с обучающимися создавать и использовать результаты самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности обучаемых (рефераты, дайджесты, доклады, мультимедийные презентации и др.) с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить информационные знания и умения, включая выбор профессии
Формировать убежденность обучающихся в том, что основой любой самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности является поиск, анализ и критическая оценка информации
Владеть основными современными средствами информационно-коммуникационных технологий для поиска, хранения, анализа и использования информации
Владеть методами и приемами обучения основам информационной культуры личности, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала
Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике информационной культуры
Необходимые знания
Нормативные  правовые документы по организации системы образования в РФ
Нормативные правовые  документы по государственной  информационной политике и стратегии развития информационного общества в РФ
Основы трудового законодательства
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила техники безопасности (охраны труда)
Основы педагогики, возрастной психологии, педагогической психологии
Знание современных тенденций развития  гуманитарных, точных и естественных наук, современного литературного процесса
Концепция информационной безопасности детей
Концепция формирования информационной культуры личности
Теория и методика преподавания основ информационной культуры личности
Представление о широком спектре приложения информационных знаний и умений для решения учебных и жизненных ситуаций
Другие характеристики
·         Соблюдать принципы гуманизма, демократизма, диалогичности, плюрализма, толерантности,  как основы общения между участниками образовательных отношений.
·         Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
·         Осознавать необходимость постоянного самосовершенствования, быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков.
·         Не допускать и преодолевать  в себе «педагогическое  чванство», высокомерие, самоуверенность, максимализм и авторитатрность.
·         Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
Условия работы:
  • постоянный график работы
  • Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года и прохождение аттестации 1 раз в 5 лет в соответствии с законом «Об образовании»








III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
Библиотечно-информационное  сопровождение основных образовательных программ общего образования
Код

Уровень квалификации


Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
x
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта

Возможные наименования должностей
 Педагог-библиотекарь

Требования к образованию и обучению
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю библиотечно-педагогической деятельности), дополнительное профессиональное образование

Требования к опыту практической работы
Без опыта работы
Особые условия допуска к работе
К библиотечно-педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены  законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
код
наименование
ОКЗ
2432
Библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий


ЕТКС или ЕКСД
-
-
ОКСО, ОКНПО  или ОКСВНК
-
-

3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Выполнение  работ по комплектованию учету, обработке, организации и сохранению  фонда

Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта





Трудовые действия
Комплектование фонда библиотеки общеобразовательной оргнизации печатными и электронными документами
Организация фонда библиотеки общеобразовательной организации
Обеспечение работ по сохранению библиотечного фонда
Необходимые умения
Ориентироваться в информационных  ресурсах  книгоиздательского, книготоргового рынков, рынка электронных продуктов и услуг
Проводить конкурсные процедуры  комплектования  библиотечного фонда
Владеть технологиями комплектования библиотечного фонда
Оформлять закупки изданий в библиотечный  фонд
Оформлять дары и пожертвования  в библиотечный фонд
Владеть технологией  дифференцированного (индивидуального)  и   суммарного (интегрированного) учета документов, поступивших в библиотечный фонд   
Осуществлять техническую и библиографическую обработку  документов, поступивших в библиотечный фонд
Владеть способами расстановки  документов в библиотечном фонде
Владеть методами контрольной проверки (переучета) и инвентаризации библиотечного фонда
Владеть методами исключения документов из состава библиотечного фонда
Поддерживать нормативные  режимы хранения библиотечного   фонда (световой, температурно-влажностный,  санитарно-гигиенический)
Владеть технологиями копирования (включая резервное), архивирования и восстановления электронных ресурсов
Владеть оперативными средствами пожаротушения
Владеть средствами  и способами обеспечения физической безопасности библиотечного фонда
Владеть методами обеспечения сохранности библиотечного фонда, защиты его от биологических вредителей
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Необходимые знания
Нормативные и правовые документы по книгоиздательскому и книготорговому рынкам, рынку электронных продуктов и услуг, по  процедурам организации  фонда библиотеки общеобразовательной оргнизации
Регламентирующие документы по технологии комплектования  и организации фонда библиотеки общеобразовательной оргнизации
Правовые основы использования и хранения электронных документов
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, содержание основных образовательных программ
Современные информационные и образовательные технологии
Источники комплектования фонда библиотеки общеобразовательной оргнизации
Требования  к обеспечению сохранности документов в процессах их использования
Нормативные режимы хранения библиотечного фонда (световой, температурно-влажностный,  санитарно-гигиенический)
Особенности сохранения печатных и электронных документов
Технологии копирования (включая резервное), архивирования и восстановления электронных ресурсов
Методы обеспечения сохранности библиотечного фонда, защиты его от биологических вредителей
Действия  в условиях экстремальной ситуации и обеспечения физической защиты библиотечного фонда
Правила учета библиотечного фонда
Теория библиотековедения, документоведения, книговедения, теория и методика библиотечного фондоведения
Тенденции развития  гуманитарных, точных и естественных наук, современного литературного процесса
Особенности художественной, научно-популярной литературы и возможности её использования в интеллектуальном и нравственном развитии детей и юношества
Основы трудового законодательства
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила техники безопасности (охраны труда)
Другие характеристики
Необходимые этические нормы:
  • соблюдать этику делового общения
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте не совершать действий, которые наносят урон репутации библиотеки
  • осознавать опасность и вред, которую могут нанести личности и обществу включаемые в фонд  документы с недостоверной и ложной информацией 
Условия работы:
  • постоянный график работы
Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года




3.3.1. Трудовая функция
Наименование
Организация справочно-библиографического аппарата  библиотеки общеобразовательной организации
Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Аналитико-синтетическая обработка документов
Организация традиционных  каталогов и картотек
Организация электронных  каталогов
Необходимые умения
Применять методы информационного анализа текстов
Владеть методами аналитико-синтетической обработки документов (составления библиографического описания документов, индексирования, аннотирования, реферирования)
Владеть  технологией машиночитаемой каталогизации
Ориентироваться в существующих библиотечно-библиографических классификационных системах (УДК, ББК и др.)
Использовать стандарты и правила библиографического описания, индексирования, аннотирования и реферирования   документов
Владеть методикой организации традиционных каталогов и картотек
Владеть методикой организации электронных каталогов, включая сводные
Использовать  регламентирующую документацию по организации, ведению и редактированию каталогов, картотек
Необходимые знания
Машиночитаемые форматы библиографических и авторитетных записей
Стандарты и правила библиографического описания, индексирования, аннотирования и реферирования   документов
Структура библиографической записи
Методы библиографического описания, индексирования, аннотирования и реферирования   документов
Типология и особенности библиотечных каталогов и картотек
Технологии ведения электронных каталогов, включая сводные
Системы корпоративной каталогизации
Методы аналитико-синтетической обработки документов (составления библиографического описания документов, индексирования, аннотирования, реферирования)
Лингвистические средства библиотечно-информационной деятельности (язык библиографического описания, классификационные системы, авторитетные файлы и др.)
Основы документоведения, теория и методика библиографоведения и библиотечного каталоговедения
Этика делового общения
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила техники безопасности (охраны труда)
Другие характеристики
Необходимые этические нормы:
  • соблюдать этику делового общения
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте не совершать действий, которые наносят урон репутации библиотеки
Условия работы:
  • постоянный график работы
Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года


3.3.1. Трудовая функция
Наименование
Создание информационных продуктов и ресурсов библиотеки общеобразовательной организации
Код

Уровень квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Создание информационной продукции библиотеки (библиографической, аналитической, рекламной) в печатной и электронной формах
Создание и эксплуатация электронных информационных ресурсов (базы данных, сайты, электронные коллекции и др.)
Создание мультимедийных продуктов
Необходимые умения
Владеть методами изучения информационных потребностей воспитанников, учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей) и других участников образовательных отношений
Владеть методами аналитико-синтетической обработки документов (составления библиографического описания документов, индексирования, аннотирования, реферирования)
Создавать библиографическую,  аналитическую,  рекламную продукцию, в том числе в электронной форме
Владеть методикой создания и эксплуатации мультимедийной продукции
Владеть технологией моделирования, проектирования и эксплуатации электронных информационных ресурсов
Использовать программно-технические средства для разработки и эксплуатации электронных информационных ресурсов, в том числе мультимедийных
Соблюдать правила и этические нормы публичного представления информационных продуктов и ресурсов библиотеки
Необходимые знания
Методы аналитико-синтетической обработки документов (составления библиографического описания документов, индексирования, аннотирования, реферирования)
Ресурсная база создания информационной продукции (справочно-библиографический аппарат, библиотечный фонд, ресурсы Интернет, базы данных и др.)
Классификация потребителей информации
Методы изучения информационных потребностей
Специфические особенности и видовая классификация библиографической,  аналитической и  рекламной продукции
Ассортимент электронных информационных ресурсов, в том числе мультимедийных
Требования к электронным информационным ресурсам, в том числе мультимедийным
Формы и методы свертывания информации
Нормативные  правовые документы по библиотечно-информационной деятельности, информационной безопасности и защите информации
Регламенты создания информационной продукции
Этика делового общения
Основы трудового  права
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила техники безопасности (охраны труда)
Другие характеристики
Необходимые этические нормы:
  • соблюдать этику делового общения
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации библиотеки
  • осознавать опасность и вред, которую могут нанести личности и обществу включаемые документы с недостоверной и ложной информацией
Условия работы:
  • вне библиотеки при выполнении особых производственных задач
  • постоянный график работы
Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года



3.4.1.  Трудовая функция
Организация обслуживания пользователей библиотеки общеобразовательной организации
Код

Уровень (подуровень) квалификации



Происхождение трудовой функции
Оригинал

Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта

Трудовые действия
Справочно-библиографическое обслуживание  воспитанников, учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей) и других участников образовательных отношений
Библиотечное обслуживание   воспитанников, учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей)  и других участников образовательных отношений
Информационное обслуживание  воспитанников, учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей) и других участников образовательных отношений
Необходимые умения

Владеть методами изучения информационных потребностей и запросов  воспитанников, учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей)  и других участников образовательных отношений
Осуществлять прием и уточнение запросов на обслуживание пользователей библиотеки общеобразовательной организации и
Свободно ориентироваться  в  справочно-библиографическом аппарате библиотеки, библиотечном фонде, базах данных, ресурсах Интернет
Владеть  методами поиска информации, в том числе  в ресурсах Интернет
Владеть методами выполнения библиографических (адресных, уточняющих, тематических) и небиблиографических (фактографических, аналитических, методических) запросов
Осуществлять информационное сопровождение основных образовательных программ 
Использовать достижения педагогической и психологической наук, возрастной физиологии, современных информационных и образовательных технологий в процессах информационного сопровождения  основных образовательных программ 
Владеть технологиями предоставления услуг группового и индивидуального информирования
Владеть технологиями создания и экспонирования  традиционных и электронных книжных выставок различного целевого и читательского назначения 
Владеть методами библиотечной работы с различными категориями пользователей: воспитанниками, учащимися, педагогическими работниками, родителями (законными представителями),  другими участниками образовательных отношений, лицами  с  ограниченными физическими возможностями
Владеть методами индивидуальной и групповой работы по продвижению книги и чтения, формированию читательской культуры
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии и коммуникативные средства социальных сетей в обслуживании пользователей библиотеки общеобразовательной организации
Организовывать обратную связь с пользователями библиотеки общеобразовательной организации по результатам справочно-библиографического, библиотечного обслуживания и информационного обслуживания,
Осуществлять учет и анализ результатов справочно-библиографического, библиотечного и информационного обслуживания
Необходимые знания


Методы изучения информационных потребностей пользователей библиотеки общеобразовательной организации
Классификация библиографических и фактографических запросов пользователей и выполняемых справок
Алгоритмы выполнения различных типов запросов пользователей
Методы поиска информации, в том числе в сети Интернет
Классификация и назначение информационных ресурсов
Классификация и назначение услуг информирования пользователей в локальном и удаленном режимах
Технологии предоставления услуг индивидуального и группового информирования
Технологии создания и экспонирования  традиционных и электронных книжных выставок различного целевого и читательского назначения 
Методы работы с различными категориями пользователей:   воспитанниками, учащимися, педагогическими работниками, родителями (законными представителями), другими участниками образовательных отношений,  лицами с  ограниченными физическими возможностями и др.
Методы индивидуальной работы по продвижению книги и чтения, формирования читательской культуры
Информационно-коммуникационные технологии  и возможности их использования в процессах справочно-библиографического, библиотечного и информационного обслуживания
Теория и методика библиографоведения, научно-информационной деятельности, библиотечного обслуживания
Стандарты и правила библиографического описания документов
Тенденции развития  гуманитарных, точных и естественных наук, современного литературного процесса
Федеральные государственные образовательные стандарты, содержание основных образовательных программ
Основы прикладной  психологии, возрастной  педагогики и социологии чтения, социальной коммуникативистики 
Особенности художественной литературы и возможности её использования в интеллектуальном и нравственном развитии детей и юношества
Требования  к учету и анализу результатов справочно-библиографического, библиотечного и информационного обслуживания
Этика делового общения
Основы трудового  права
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила техники безопасности (охраны труда)
Другие характеристики
Необходимые этические нормы:
  • соблюдать этику делового общения
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации библиотеки
  • осознавать опасность и вред, которую могут нанести личности и обществу включаемые документы с недостоверной и ложной информацией
Условия работы:
  • вне библиотеки при выполнении особых производственных задач
  • постоянный график работы
Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года

3.6.1. Трудовая функция
Наименование
Предоставление культурно-просветительных и досуговых  услуг воспитанникам, учащимся, педагогическим работниками, родителям (законным представителям) и другим участникам образовательных отношений
Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал

Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Организация и проведение культурно-просветительских и интеллектуально-досуговых мероприятий (в т. ч. с использованием мультимедиа)
Участие в разработке и реализации социокультурных проектов и программ
Необходимые умения
Владеть методикой разработки и реализации культурно-просветительских проектов и программ
Владеть  методикой  организации и проведения литературно-художественных мероприятий
Владеть методикой организации читательских клубов и клубов по интересам
Владеть методиками подготовки и проведения конференций, конкурсов, турниров, интеллектуальных игр  и др.
Владеть технологиями социального партнерства  с различными культурными, образовательными, научными, общественными организациями и СМИ
Использовать информационно-телекоммуникационные технологии в процессе подготовки и предоставления культурно-досуговых услуг (включая работу в социальных сетях) 
Владеть технологиями работы  в социальных сетях
Осуществлять мониторинг целевых программ федерального, регионального и муниципального уровней
Владеть методикой проектной деятельности в сфере культуры и библиотечного дела
Использовать информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности
Осуществлять информационное сопровождение процесса реализации проектов и программ
Необходимые знания
Методика и организация социокультурных мероприятий в библиотеках
Методы изучения потребностей в культурно-просветительских и интеллектуально-досуговых мероприятиях
Теория и методика социально-культурной деятельности
Технологии  социального партнерства
Основы прикладной  психологии, возрастной  педагогики и социологии чтения, социальной коммуникативистики 
Медиаресурсы информационного рынка, возможности   их использования в культурно-просветительской деятельности
Тенденции и приоритетные направления развития культуры и образования
Технологии,  отечественный и зарубежный опыт социокультурного проектирования
Технологии реализациив социокультурных  программ и проектов
Информационно-коммуникационные технологии  и возможности их использования в культурно-просветительской  и проектной деятельности
Основы трудового и гражданского права
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила техники безопасности (охраны труда)
Другие характеристики
Необходимые этические нормы:
  • соблюдать этику делового общения
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации библиотеки

Условия работы:
  • вне библиотеки при выполнении производственных задач
  • постоянный график работы
Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года



3.7.1. Трудовая функция
Наименование
Организация деятельности библиотеки общеобразовательной организации
Код

Уровень (подуровень) квалификации


Происхождение трудовой функции
Оригинал
х
Заимствовано из оригинала




Код оригинала
Рег. номер проф. стандарта


Трудовые действия
Составление плановой и организационной документации библиотеки  общеобразовательной организации
Учет и анализ деятельности библиотеки общеобразовательной организации
Повышение библиотечно-библиографической квалификации педагога-библиотекаря
Необходимые умения
Владеть методикой текущего и перспективного планирования
Владеть методикой составления организационной документации
Ориентироваться в нормативно-правовой документации в сфере профессиональной деятельности
Владеть методами анализа и синтеза информации
Владеть методикой составления отчетной документации
Выявлять и использовать эффективные формы и методы непрерывного образования, повышения квалификации
Использовать информационно-коммуникационные технологии в делопроизводстве библиотеки общеобразовательной организации
Использовать информационно-коммуникационные технологии в процессах непрерывного образования, включая дистанционные формы, вебинары  и др.
Использовать технологии web 2.0 для обмена опытом и представления результатов профессиональной деятельности
Ориентироваться в профессиональной литературе по образованию и библиотечной деятельности
Владеть методикой проведения обучающих занятий  и консультационных мероприятий
Технологии публичного выступления
Необходимые знания
Тенденции развития библиотечного дела
Особенности текущего и перспективного планирования
Классификация организационной и плановой документации
Правила составления и оформления организационной,  плановой и отчетной документации
Нормативно-правовая документация в области профессиональной деятельности
Основные показатели деятельности библиотеки общеобразовательной организации
Тенденции развития непрерывного библиотечно-информационного образования
Методика организации и проведения обучающих семинаров, вебинаров, тренингов, курсов и лекций
Требования к публичному представлению отчетов организации
Теория библиотековедения, основы организации и управления  библиотечным делом
Правовые основы профессиональной деятельности
Основы трудового и гражданского права
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила техники безопасности (охраны труда)
Этика делового общения и ведения переговоров
Другие характеристики
Необходимые этические нормы:
  • соблюдать этику делового общения
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации библиотеки

Условия работы:
  • вне библиотеки при выполнении производственных задач
  • постоянный график работы
Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года




[1] Профессиональный стандарт оформляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
[2] Общероссийский классификатор занятий.
[3] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий